Проект компаний
 
 
 
 
RU|Исследования RU-CENTER Group|Системы управления контентом Рунета в 2013 году

Мониторинг CMS и веб-технологий. Годовой отчет — 2013

Дата публикации: 04/02/2014

Департаментом информационно-аналитических исследований RU-CENTER Group проводится регулярный мониторинг распространенности серверных и клиентских веб-технологий. Основным предметом мониторинга являются системы управления контентом, используемые на сайтах Рунета. В настоящем аналитическом отчете собраны итоговые результаты по CMS за 2013 год.

Методика

Подробнейшее описание методики дано в отдельной статье. Отметим основные моменты. Специальный робот, описанный на странице monoid.nic.ru, периодически опрашивает веб-серверы, на которые указывают домены второго уровня в зоне RU. Отдельно исследуется префикс www. — иначе говоря, адрес хоста в рамках настоящего исследования соответствует шаблону [www.]*.ru. Из числа опрашиваемых хостов исключаются известные доменные паркинги. Робот выполняет несколько запросов к веб-серверу. Получаемые ответы позволяют, в частности, судить о том, какая CMS используется на том или ином сайте. Сайты обходятся не реже одного раза в месяц, что позволяет строить динамическую статистику в течение года. Робот различает семь ведущих (по числу сайтов) CMS: Drupal, WordPress, Joomla!, MODx, «1С-Битрикс», NetCat, UMI.CMS.

Ключевые, относительно быстро изменяющиеся показатели приводятся в развитии по месяцам. Для ряда медленно изменяющихся показателей даны обобщенные срезы за год.

Распространенность исследуемых CMS

Наибольшее распространение в Рунете получили бесплатные CMS с открытым исходным кодом. В безоговорочных лидерах — два технологических решения: Joomla! и WordPress. На долю этих CMS приходится 70% веб-сайтов, работающих под управлением той или иной из обнаруживаемых систем управления контентом.

Количество установок всех исследуемых CMS

Доли каждой CMS в структуре всех установок исследуемых CMS

В течение 2013 года между Joomla! и WordPress происходило состязание, в рамках которого каждая из этих систем пыталась занять лидирующую позицию. К середине года WordPress нагнал соперника, а к концу — вышел на первое место.

Количество установок CMS, лидирующих по распространенности

Доли CMS, лидирующих по распространенности, в структуре всех установок исследуемых CMS

Существует несколько теорий, объясняющих такой отрыв двух CMS от остальных. Во-первых, и Joomla!, и WordPress хорошо известны в мире, а не только в Рунете. WordPress — вообще одна из самых узнаваемых CMS современного веба. Во-вторых, из-за подходящей программной архитектуры и Joomla!, и WordPress активно используются для автоматической генерации сайтов. Авторы исследования не берутся утверждать категорически, что второй фактор вносит решающую лепту в рост распространенности двух обсуждаемых систем управления контентом в Рунете, но его влияние достаточно велико.

Другие CMS из списка исследуемых также развиваются. Здесь стоит отметить «1С-Битрикс» — доля этой коммерческой CMS растет с наибольшей скоростью (среди коммерческих продуктов). Интересно, что в Рунете «1С-Битрикс» опережает весьма популярный в мире Drupal (последний предлагается с бесплатной лицензией).

Количество установок остальных CMS

Доли других CMS

Отметим, что коммерческие («коробочные») CMS — это исключительно внутрирунетовское явление. Естественно, подобные решения используются и в Интернете за пределами зоны RU (и других российских доменов верхнего уровня), но, во-первых, доля таких CMS там практически незаметна, и, во-вторых, российские коммерческие CMS пока не смогли выйти на международный рынок. Бесплатные же CMS безоговорочно обладают международным масштабом, что только подтверждается их высоким проникновением в Рунете.

Количество установок бесплатных и коммерческих CMS

Доли бесплатных и коммерческих CMS в структуре всех установок исследуемых CMS

На графиках видна важная тенденция: за прошедший год доля бесплатных CMS немного уменьшилась. Действительно, в январе 2013 года такие CMS занимали около 89%, а в январе 2014 года их доля упала до 87%. Конечно, это не существенное падение. Более того, величина падения находится на границе погрешности, поэтому, если оценивать тенденции чуть более осторожно, то нужно говорить о стабильности доли бесплатных CMS. Тем более, что от рыночного показателя доли, приближающегося к 90%, довольно странно ожидать дальнейшего роста: на рынке информационных технологий и программных продуктов такое высокое проникновение практически гарантирует падение доли в обозримом будущем.

Однако можно с уверенностью сказать, что в ближайшие два-три года никакой «смены парадигмы» ожидать не стоит — в Рунете сохранится безоговорочное лидерство бесплатных CMS с открытым исходным кодом.

Прирост распространенности исследуемых CMS

Для всех исследуемых CMS за год увеличилось абсолютное число сайтов. Как отмечалось выше, наибольшую скорость роста показал WordPress. Ниже приводятся детальные гистограммы прироста количества установок каждой из исследуемых систем управления контентом.

Прирост количества веб-узлов, работающих под управлением Drupal

Прирост количества веб-узлов, работающих под управлением WordPress

Прирост количества веб-узлов, работающих под управлением Joomla!

Прирост количества веб-узлов, работающих под управлением MODx

Прирост количества веб-узлов, работающих под управлением «1С-Битрикс»

Прирост количества веб-узлов, работающих под управлением UMI.CMS

Прирост количества веб-узлов, работающих под управлением NetCat

На гистограммах хорошо заметен отрицательный выброс, соответствующий июню — июлю 2013 года. Точная причина этой аномалии не выяснена, но, вероятно, имели место технические неполадки на каналах связи с одним или несколькими хостинг-провайдерами. Так или иначе, выбросы не оказали существенного влияния на общую картину изменения ключевых показателей за год.

Среднемесячный прирост распространенности исследуемых CMS

Совокупный годовой прирост распространенности исследуемых CMS

Гистограммы в очередной раз показывают мощный рывок WordPress и лидерство «1С-Битрикс» среди коммерческих систем.

Распределение исследуемых CMS по хостерам

Распределение различных систем управления контентом по крупным хостерам не позволяет выделить явных лидеров среди площадок, обслуживающих сайты, работающие под управлением тех или иных CMS. Однако некоторые изменения предпочтений пользователей разных хостингов все же можно заметить. Эти изменения хорошо объясняются наличием специальных тарифов, оптимизированных под некоторые конкретные CMS. (Приводятся два среза показателей — с интервалом в 11 месяцев.)

Распределение сайтов, работающих под управлением Drupal, по хостерам

Распределение сайтов, работающих под управлением WordPress, по хостерам

Распределение сайтов, работающих под управлением Joomla!, по хостерам

Распределение сайтов, работающих под управлением MODx, по хостерам

Распределение сайтов, работающих под управлением «1С-Битрикс», по хостерам

Распределение сайтов, работающих под управлением UMI.CMS, по хостерам

Распределение сайтов, работающих под управлением NetCat, по хостерам

На тип используемой CMS не оказывает решающего влияния то, находится сайт на российском или зарубежном хостинге. Это подтверждается гистограммами географического распределения CMS — ситуация здесь достаточно ровная. Исключение составляет UMI.CMS, для которой, по состоянию на январь 2014 года, заметно увеличилась доля зарубежного хостинга.

Drupal: доли российского и зарубежного хостинга

WordPress: доли российского и зарубежного хостинга

Joomla!: доли российского и зарубежного хостинга

MODx: доли российского и зарубежного хостинга

«1С-Битрикс»: доли российского и зарубежного хостинга

UMI.CMS: доли российского и зарубежного хостинга

NetCat: доли российского и зарубежного хостинга

Отметим, что российские коммерческие CMS чаще размещаются на российских же хостингах, что, конечно, ожидаемо, так как российские хостинговые компании нередко проводят совместные с разработчиками CMS мероприятия по привлечению клиентов.

Версии исследуемых CMS

Системы управления контентом развиваются, и существуют различные их версии. Выход новых версий связан с исправлением ошибок и с добавлением функций. Не для всех CMS версию удается определить с достаточной точностью. (Даны два среза показателей — с интервалом в 12 месяцев.)

Версии Drupal

Версии WordPress

Версии Joomla!

Версии MODx

Версии UMI.CMS

Версии NetCat

Динамика развертывания новых версий хорошо видна на примере Drupal. До сих пор бо́льшая часть сайтов использует хоть и поддерживаемую разработчиками, но уже устаревшую версию — Drupal 6. Ситуация с CMS WordPress как нельзя лучше подтверждает наблюдение, что старые версии вытесняются из обращения очень медленно. Отметим, что наличие устаревшей версии распространенной системы управления контентом нередко означает, что сайт уязвим для так называемого «тиражного взлома» — то есть взлома сайта, осуществляемого программой-автоматом, использующим известные уязвимости CMS, исправленные в более поздних версиях.

Переходы между различными CMS

Накопленные данные позволяют обнаруживать смену CMS на том или ином веб-узле. Важно понимать, что сам по себе факт обнаружения при очередном опросе веб-сервера другой CMS (по сравнению с предыдущим опросом) не говорит о том, что наблюдается перенос сайта с одной CMS на другую. В реальности аналогичную картину может дать размещение под тем же доменом другого веб-сайта. В рамках настоящего исследования данный эффект не отслеживается. То есть, строго говоря, речь идет не о «переходе сайтов» с одной CMS на другую, а о более общем процессе — миграции ресурсов, адресуемых доменами второго уровня в зоне RU, между различными CMS. Этот процесс, очевидно, полностью включает в себя миграции веб-сайтов между системами управления контентом, но также учитывает и другие эффекты. В целом процессы миграции не отличаются большими масштабами и мало влияют на общую картину распределения долей (за некоторыми исключениями).

Миграция между каждой парой исследуемых CMS в течение года

На графе представлены миграции веб-узлов между CMS. Толщина изображения ребра пропорциональна совокупному за год (и среднемесячному) числу переходов между системами управления контентом, отображенных в вершинах. Направление ребра соответствует направлению миграции сайтов. Под названиями CMS записаны абсолютные числа прироста установок данной системы управления контентом за год. Соответствующие числа переходов приведены в таблицах ниже. Хорошо видно, что для наиболее распространенных CMS характерен и интенсивный «обмен сайтами». Это объясняется тем, что большое число сайтов, работающих под конкретной CMS, не только определяет разнообразие причин перехода на другую CMS, но и гарантирует сравнительно большие абсолютные числа переходов.

Среднемесячные показатели миграции

…на Drupal…на WordPress…на Joomla!…на MODx…на «1С-Битрикс»…на UMI.CMS…на NetCat
…с Drupal…6148112031
…с WordPress…452172747125
…с Joomla!…78361661252010
…с MODx…827271531
…с «1С-Битрикс»…123240832
…с UMI.CMS31012281
…с NetCat…255141

Совокупные годовые объемы миграции

…на Drupal…на WordPress…на Joomla!…на MODx…на «1С-Битрикс»…на UMI.CMS…на NetCat
…с Drupal…49141191208248
…с WordPress…31313751983907932
…с Joomla!…7653563731141624283
…с MODx…76289275168308
…с «1С-Битрикс»…106321345854113
…с UMI.CMS289710121778
…с NetCat…19544095111

Наиболее интенсивный обмен характерен для пар, в которых участвует Joomla!. Эта CMS в течение года выступала донором и активно теряла установки в направлении всех других систем. Отметим, что, например, на UMI.CMS с Joomla! перешли 242 веб-ресурса, а в обратном направлении — только 101. Наибольшее число дополнительных установок от Joomla! досталось WordPress, что, впрочем, не оказало определяющего влияния на рост распространенности последнего. Для «1С-Битрикс» эффект от миграции с Joomla! достаточно велик: 1071 инсталляция — прирост за год, что составляет около 5% от общего годового прироста для «1С-Битрикс».

В течение года характер переходов между различными CMS изменяется, что хорошо видно на индивидуальных графиках, построенных по каждой системе-донору.

Миграция с Drupal на другие CMS

Миграция с WordPress на другие CMS

Миграция с Joomla! на другие CMS

Миграция с MODx на другие CMS

Миграция с «1С-Битрикс» на другие CMS

Миграция с UMI.CMS на другие CMS

Миграция с NetCat на другие CMS

Скорость загрузки индексных веб-страниц. Веб-серверы

Сайты в Рунете загружаются быстрее, и при этом растут объемы трафика. Средний объем индексной страницы, отдаваемой веб-сервером, увеличился, но вместе с тем средняя продолжительность загрузки индексных страниц уменьшилась. Отметим, что измерение проводится на единственном из каналов, к тому же, достаточно быстром, поэтому, конечно, не отражает ситуации по всем пользователям Рунета. Массовое измерение «клиентской» скорости мы проводим в рамках другого проекта — hat.nic.ru.

Средний объем HTML-кода индексных страниц веб-узлов в байтах

Средняя длительность загрузки индексных страниц веб-узлов в миллисекундах

Средняя взвешенная скорость загрузки индексных страниц веб-узлов в условных килобайтах в секунду

Ситуация с веб-серверами стабильна: Apache и nginx — в безоговорочных лидерах, при этом nginx продолжает увеличивать свою долю. Впрочем, во многих случаях эти два веб-сервера работают в паре, потому что nginx используется в качестве обратного HTTP-прокси к Apache, но, естественно, последний в таком случае не виден снаружи.

Типы веб-серверов

Версии веб-сервера Apache

Новые веяния в веб-технологиях

Важная и хорошо заметная тенденция — рост интереса веб-разработчиков к HTML5 и сопутствующим перспективным технологическим спецификациям. Их проникновение в сайтостроительство идет с быстротой, существенно превышающей скорость появления новых веб-узлов.

Новые веяния в веб-технологиях

Итоги

В Рунете доминируют бесплатные CMS с открытым исходным кодом. Число веб-сайтов, работающих под управлением таких CMS, в несколько раз превышает число веб-сайтов, использующих коммерческие продукты. Впрочем, доля бесплатных CMS в 2013 году не увеличивалась — напротив, заметно ее незначительное падение, наблюдавшееся, тем не менее, в течение всего года. Происходит миграция веб-узлов между различными CMS. Заметны переходы с бесплатных CMS на коммерческие, но имеют место также и обратные переходы.

Большинство современных сайтов разрабатываются сразу под ту или иную систему управления контентом. На рынке представлены не только распространенные решения, включенные в исследование, но и большое разнообразие проприетарных CMS, созданных различными разработчиками, среди которых доминируют веб-студии. Доли каждой из этих CMS невелики, хотя в целом они занимают ощутимую часть рынка, оценивающуюся в 10—15% веб-узлов.